Рекурсивная модулярная арифметика — различия между версиями
Isaeva (обсуждение | вклад) |
Isaeva (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
= Принцип рекурсивных модулярных вычислений = | = Принцип рекурсивных модулярных вычислений = | ||
− | Рекурсивная модулярная арифметика основана на принципе глубокого распараллеливания модульных операций модулярной арифметики с основаниями <math>p_1,p_2,\ldots,p_n</math> посредством сведения модульных операций по каждому рабочему основанию <math>p_j</math>, <math>i | + | Система модулей традиционной модулярной арифметики может быть выражена через систему субмодулей меньшей размерности с использованием рекурсии. |
+ | |||
+ | Рекурсивная модулярная арифметика основана на принципе глубокого распараллеливания модульных операций модулярной арифметики с основаниями <math>p_1,p_2,\ldots,p_n</math> посредством сведения модульных операций по каждому рабочему основанию <math>p_j</math>, <math>i\le j\le n</math> к модульным вычислениям по предшествующим рабочим основаниям <math>p_1,p_2,\ldots,p_{i-1}</math>, имеющим то или иное технологическое преимущество (например, малобитным), которые называются базисными основаниями. Такая редукция допустима только при выполнении так называемого условия согласования вычислительных диапазонов по каждому рабочему модулю <math>p_j</math> с вычислительными диапазонами по соответствующим комплексам базисных оснований. | ||
+ | |||
Принцип согласования гарантирует, во-первых, изоморфизм кольцевых операций по соответствующим им комплексам базисных оснований, и во-вторых, выполнимость обращения каждого шага рекурсии посредством перевода соответствующих модулярных кодов по базисным основаниям в позиционный код (например, на основе китайской теоремы об остатках, или переводом их в полиадический код). | Принцип согласования гарантирует, во-первых, изоморфизм кольцевых операций по соответствующим им комплексам базисных оснований, и во-вторых, выполнимость обращения каждого шага рекурсии посредством перевода соответствующих модулярных кодов по базисным основаниям в позиционный код (например, на основе китайской теоремы об остатках, или переводом их в полиадический код). | ||
+ | |||
+ | Рекурсивное представление данных позволяет устранить некоторые недостатки модулярной арифметики. В частности, нивелируется неоднородность модульных вычислителей по сложности и времени выполнения операций. | ||
Несмотря на ограничения, которые накладываются на систему модулей, предложенный метод обеспечивает выигрыш по скорости и может быть применен в параллельных высокоскоростных вычислительных устройствах. | Несмотря на ограничения, которые накладываются на систему модулей, предложенный метод обеспечивает выигрыш по скорости и может быть применен в параллельных высокоскоростных вычислительных устройствах. | ||
Строка 27: | Строка 32: | ||
Возьмем в качестве базисных модулей все взаимно простые трехбитные числа: 4, 5 и 7. В этом случае <math>Q=4\cdot 5\cdot 7=140</math>. | Возьмем в качестве базисных модулей все взаимно простые трехбитные числа: 4, 5 и 7. В этом случае <math>Q=4\cdot 5\cdot 7=140</math>. | ||
− | Таким образом, выбираем <math> | + | Таким образом, выбираем <math> p_i = 11 </math> (ближайшее к 7 простое число). Далее совокупность рабочих модулей строится с помощью аналогичного расчета, пока не будет достигнут требуемый вычислительный диапазон. |
Наконец, рассмотрим реальный случай. Пусть нам нужно реализовать преобразователь Фурье для 24-битных аргументов при количестве точек 1024. | Наконец, рассмотрим реальный случай. Пусть нам нужно реализовать преобразователь Фурье для 24-битных аргументов при количестве точек 1024. | ||
Строка 37: | Строка 42: | ||
Аналогичным расчетом реализуем рекурсивное дерево рабочих оснований целиком. | Аналогичным расчетом реализуем рекурсивное дерево рабочих оснований целиком. | ||
− | Чтобы сделать такое устройство, нужно спроектировать блок из 6 вычислителей (для каждого базисного модуля) | + | |
+ | Чтобы сделать такое устройство, нужно спроектировать блок из 6 вычислителей (для каждого базисного модуля), потребуется 16 таких блоков. Вот где работает регулярность. | ||
+ | |||
Заметим, что все вычислители будут иметь высокую скорость модульных операций (суперраспараллеливание) и небольшие аппаратные затраты в силу малости базисных модулей или их близости к степеням двойки. | Заметим, что все вычислители будут иметь высокую скорость модульных операций (суперраспараллеливание) и небольшие аппаратные затраты в силу малости базисных модулей или их близости к степеням двойки. | ||
+ | |||
Таким образом, предложенный аппарат рекурсивных модулярных вычислений дает следующие преимущества: | Таким образом, предложенный аппарат рекурсивных модулярных вычислений дает следующие преимущества: | ||
Строка 53: | Строка 61: | ||
Пусть задана система модулей <math> p_1, p_2, \ldots, p_i, \ldots , p_n </math> и задан некоторый вектор <math> A = (a_1, a_2, \ldots , a_n) </math>. Выразим <math> a_i </math> через систему субмодулей | Пусть задана система модулей <math> p_1, p_2, \ldots, p_i, \ldots , p_n </math> и задан некоторый вектор <math> A = (a_1, a_2, \ldots , a_n) </math>. Выразим <math> a_i </math> через систему субмодулей | ||
− | :<math> p_i = (p_{i,1}, p_{i,2}, \ldots , p_{i,k}) </math> , где <math> P_i = p_{i,1}, p_{i,2}, \ldots , p_{i,k} </math> и <math> a_i < P_i </math> : <math> a_i = (a_{i,1}, a_{i,2}, \ldots , a_{i,k}) </math> . | + | :<math> p_i = (p_{i,1}, p_{i,2}, \ldots , p_{i,k}) </math> , где <math> P_i = p_{i,1}, p_{i,2}, \ldots , p_{i,k} </math> и <math> a_i < P_i </math>: <math> a_i = (a_{i,1}, a_{i,2}, \ldots , a_{i,k}) </math>. |
В этом случае вектор A можно представить в следующем виде: | В этом случае вектор A можно представить в следующем виде: | ||
− | :<math> (a_1, a_2, \ldots , a_{i-1}, (a_{i,1}, a_{i,2}, \ldots , a_{i,k}), a_{i+1}, \ldots , a_n) </math> , см. | + | :<math> (a_1, a_2, \ldots , a_{i-1}, (a_{i,1}, a_{i,2}, \ldots , a_{i,k}), a_{i+1}, \ldots , a_n) </math>, см. рисунок 1. |
− | |||
− | Пусть <math> P_{i,1} = p_i, p_{i,2} = p_2, \ldots , p_{i,i-1} = p_{i-1} </math> , а <math> k = i-1 </math> , тогда при <math> i = m+1, \ldots , n </math> имеет место рекурсия. <math> a_i = (a_1, a_2, \ldots , a_m, a_{m+1}, \ldots , a_{i-1}) </math> по системе модулей <math> p_1, p_2, \ldots , p_m, p_{m+1}, \ldots , p_{i-1} </math> или, раскрывая рекурсию: <math> a_i = (a_1, a_2, \ldots , a_m, (a_{m+1,1}, a_{m+1,2}, \ldots , a_{m+1,m} ), \ldots) </math> . На рис.2 приведен частный случай разложения элемента <math> a_i </math> для случая <math> n=6 </math> и <math> m=3 </math>. | + | [[изображение:RecModArith_01.png|frame|center|Рис.1. Иерархия в модулярной арифметике]] |
+ | |||
+ | |||
+ | Назовем систему из m младших модулей системой базовых модулей, а их произведение обозначим <math> Q = (p_1 \cdot p_2 \cdot \ldots \cdot p_m) </math>. | ||
+ | |||
+ | Пусть <math> P_{i,1} = p_i, p_{i,2} = p_2, \ldots , p_{i,i-1} = p_{i-1} </math> , а <math> k = i-1 </math>, тогда при <math> i = m+1, \ldots , n </math> имеет место рекурсия. <math> a_i = (a_1, a_2, \ldots , a_m, a_{m+1}, \ldots , a_{i-1}) </math> по системе модулей <math> p_1, p_2, \ldots , p_m, p_{m+1}, \ldots , p_{i-1} </math> или, раскрывая рекурсию: <math> a_i = (a_1, a_2, \ldots , a_m, (a_{m+1,1}, a_{m+1,2}, \ldots , a_{m+1,m} ), \ldots) </math>. На рис.2 приведен частный случай разложения элемента <math> a_i </math> для случая <math> n=6 </math> и <math> m=3 </math>. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[изображение:RecModArith_02.png|frame|center|Рис.2. Рекурсивное разложение элемента p6 через систему субмодулей (p1,p2,p3)]] | ||
Строка 85: | Строка 100: | ||
Рассмотрим численный пример. Пусть задана система модулей: | Рассмотрим численный пример. Пусть задана система модулей: | ||
− | <math> (p_1, p_2, p_3, p_4, p_5) = (2,3,5,29,863) </math> . | + | <math> (p_1, p_2, p_3, p_4, p_5) = (2,3,5,29,863) </math>. |
− | <math> P = 2 \cdot 3 \cdot 5 \cdot 29 \cdot 863 = 750810 | + | <math> P = 2 \cdot 3 \cdot 5 \cdot 29 \cdot 863 = 750810 </math>. |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | Также необходимо убедиться, что | |
− | + | <math> 2 \cdot 3 >5, 2 \cdot 3 \cdot 5 >29 </math>, <math> 2 \cdot 3 \cdot 5 \cdot 29 >863 </math>. | |
− | + | ||
+ | Выберем систему базовых модулей <math> (p_1, p_2) </math>. | ||
+ | В этом случае <math> Q = p_1 \cdot p_2 = 6 </math>, <math> n = 5, m = 2 </math>. | ||
+ | Число элементов вектора <math> L = 2^3 \cdot 2 = 16 </math>. | ||
− | |||
+ | Разложим число <math> A = 865 </math>, заданное в позиционной системе счисления в вектор по обычному базису. | ||
− | :<math> A = ( |865|_2, |865|_3, |865|_5, |865|_29, |865|_863 ) = ( 1, 1, 0, 24, 2 )</math> . | + | |
+ | :<math> A = ( |865|_2, |865|_3, |865|_5, |865|_29, |865|_863 ) = ( 1, 1, 0, 24, 2 )</math>. | ||
Строка 110: | Строка 126: | ||
::<math> ( | |865|_863|_2, | |865|_863|_3 , ( | | |865|_863|_5|_2, | | |865|_863|_5|_3 ) ) , </math> | ::<math> ( | |865|_863|_2, | |865|_863|_3 , ( | | |865|_863|_5|_2, | | |865|_863|_5|_3 ) ) , </math> | ||
− | ::<math> ( | | |865|_863|_29|_2, | |865|_863|_29|_3 , </math> | + | ::<math> ( | | |865|_863|_29|_2, | |865|_863|_29|_3 , </math> <math> ( | | | |865|_863|_29|_5|_2, | | | |865|_863|_29|_5|_3 ) ) ) ) </math>. |
− | + | ||
− | + | ||
Поскольку все числа в этом векторе не превышают 3, то для хранения вектора потребуется 16*2=32 бит вместо 20 бит для хранения числа в позиционной системе счисления. Степень избыточности составит 1.6. Иллюстрацию к примеру смотрите на рисунке 3. | Поскольку все числа в этом векторе не превышают 3, то для хранения вектора потребуется 16*2=32 бит вместо 20 бит для хранения числа в позиционной системе счисления. Степень избыточности составит 1.6. Иллюстрацию к примеру смотрите на рисунке 3. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[изображение:RecModArith_03.png|frame|center|Рис.3. Разложение числа в системе (2,3,5,29,863) через систему базовых модулей (2,3)]] | ||
+ | |||
== Ограничения на выбор базиса == | == Ограничения на выбор базиса == | ||
− | Максимальное значение, которое можно представить с помощью <math> P_{m+1} </math>, равно <math> max = p_{m+1} - 1 </math> . Чтобы была возможность выполнять арифметические операции над числами, требуется, чтобы результат операции для <math> p_{m+1} </math> -го элемента был меньше <math> Q = (p_1 \cdot p_2 \cdot \ldots \cdot p_m) </math> .Для сложения это будет <math> 2 \cdot max </math> , а для умножения - <math> max^2 </math> | + | Максимальное значение, которое можно представить с помощью <math> P_{m+1} </math>, равно <math> max = p_{m+1} - 1 </math>. Чтобы была возможность выполнять арифметические операции над числами, требуется, чтобы результат операции для <math> p_{m+1} </math>-го элемента был меньше <math> Q = (p_1 \cdot p_2 \cdot \ldots \cdot p_m) </math>. Для сложения это будет <math> 2 \cdot max </math>, а для умножения - <math> max^2 </math>. |
− | + | ||
− | + | ||
− | <math> | + | Рассмотрим следующий пример. Пусть задан базис <math> (2, 3, 5)</math>. Выберем систему базовых модулей <math> (2, 3)</math> . В этом случае <math> Q = 2 \cdot 3 = 6 </math>, <math> max = 4 </math>. Поскольку для сложения потребуется максимально представимое число 8, что больше 6, а для умножения 16, что тоже больше 6, то в таком базисе можно выполнять взаимно-однозначное разложение чисел, но для базовых арифметических операций он не подходит. Для реальных задач требуется увеличение числа <math> Q </math>. |
− | Следовательно, для реализации рекурсивного базиса мы можем выбрать <math> p_4 = 11 </math> . | + | Как именно выбирать элементы базиса? Рассмотрим следующий пример. |
+ | |||
+ | Пусть задана система базовых модулей <math> (4, 5, 7) </math>. Требуется определить <math> p_4 </math> таким образом, чтобы в рамках полученного рекурсивного базиса можно было использовать операцию умножения. | ||
+ | |||
+ | <math> Q > MAX </math> => <math> Q > max^2 </math> => <math> Q > (p_{4}-1)^2 </math> => <math> p_4 < \sqrt{Q} + 1 </math> => <math> p_4 < \sqrt{140} + 1 </math> => <math> p_4 < 12.8 </math>. | ||
+ | |||
+ | Следовательно, для реализации рекурсивного базиса мы можем выбрать <math> p_4 = 11 </math>. | ||
== Обратное преобразование числа из рекурсивного представления в позиционное == | == Обратное преобразование числа из рекурсивного представления в позиционное == | ||
+ | |||
+ | Для обратного представления также требуется рекурсивная реализация на базе того же метода, который используется для преобразования из вектора традиционной модулярной арифметики в позиционную систему счисления. | ||
+ | |||
+ | Пусть задан некоторый вектор <math> A = (a_1, a_2, \ldots , a_n) </math>. | ||
+ | |||
+ | Из свойств систем остаточных классов известно, что | ||
+ | : <math> A = (a_1, a_2, \ldots , a_n) = (a_1, 0, \ldots , 0) + (0, a_2, 0, \ldots , 0) + \ldots + (0, 0, \ldots , a_n) = |\sum_{i=1}^n{a_i \cdot b_i}| </math>, | ||
+ | где | ||
+ | :<math> B_0 = (1, 0, \ldots , 0) , B_1 = (0, 1, \ldots , 0) , \ldots , B_n = (0, 0, \ldots , 1) </math> - система ортогональных базисов. | ||
+ | |||
+ | В рекурсивной модулярной арифметике требуется найти набор ортогональных базисов для следующих систем остаточных классов: | ||
+ | :<math> (p_1, p_2, \ldots , p_m), (p_1, p_2, \ldots , p_{m+1}), \ldots + (p_1, p_2, \ldots , p_n) </math>. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Рассмотрим пример. Пусть задан базис <math> (3, 5, 7, 11, 13) </math> с системой базовых модулей <math> (3, 5, 7) </math>. И пусть требуется преобразовать вектор <math> (1, 2, 1, (0, 3, 3), (0, 1, 6, (0, 1, 6))) </math> в позиционную систему счисления. Для обратного преобразования требуется найти ортогональные базисы для каждой из следующих систем остаточных классов: | ||
+ | |||
+ | :<math> S_1 = (3, 5, 7) </math> => <math> B_{1,1} = (1, 0, 0) \equiv 70 </math>; <math> B_{1,2} = (0, 1, 0) \equiv 21 </math>; <math> B_{1,3} = (0, 0, 1) \equiv 15 </math>; | ||
+ | |||
+ | :<math> S_2 = (3, 5, 7, 11) </math> => <math> B_{2,1} \equiv 385 </math>; <math> B_{2,2} \equiv 231 </math>; <math> B_{2,3} \equiv 330 </math>; <math> B_{2,4} \equiv 210 </math>; | ||
+ | |||
+ | :<math> S_3 = (3, 5, 7, 11, 13) </math> => <math> B_{3,1} \equiv 5005 </math>; <math> B_{3,2} \equiv 6006 </math>; <math> B_{3,3} \equiv 10725 </math>; <math> B_{3,4} \equiv 1365 </math>; <math> B_{3,5} \equiv 6930 </math>; | ||
+ | |||
+ | Процесс обратного преобразования приведен на рисунке 4. В позиционной системе счисления искомый вектор равен 13357. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[изображение:RecModArith_04.png|frame|center|Рис.4. Процесс обратного преобразования вектора]] | ||
+ | |||
== Сложение и умножение в рекурсивной модулярной арифметике == | == Сложение и умножение в рекурсивной модулярной арифметике == | ||
+ | |||
+ | Если выполнены ограничения, наложенные на базис, то сложение и умножение чисел выполняются так же, как и в традиционной модулярной арифметике. Чтобы сложить (умножить) два числа, требуется сложить (умножить) соответствующие элементы вектора по модулю <math> p_i </math>. А поскольку все элементы вектора имеют малую разрядность, параллельное сложение (умножение) выполняется очень быстро. |
Текущая версия на 13:35, 28 мая 2014
Содержание
Принцип рекурсивных модулярных вычислений
Система модулей традиционной модулярной арифметики может быть выражена через систему субмодулей меньшей размерности с использованием рекурсии.
Рекурсивная модулярная арифметика основана на принципе глубокого распараллеливания модульных операций модулярной арифметики с основаниями посредством сведения модульных операций по каждому рабочему основанию , к модульным вычислениям по предшествующим рабочим основаниям , имеющим то или иное технологическое преимущество (например, малобитным), которые называются базисными основаниями. Такая редукция допустима только при выполнении так называемого условия согласования вычислительных диапазонов по каждому рабочему модулю с вычислительными диапазонами по соответствующим комплексам базисных оснований.
Принцип согласования гарантирует, во-первых, изоморфизм кольцевых операций по соответствующим им комплексам базисных оснований, и во-вторых, выполнимость обращения каждого шага рекурсии посредством перевода соответствующих модулярных кодов по базисным основаниям в позиционный код (например, на основе китайской теоремы об остатках, или переводом их в полиадический код).
Рекурсивное представление данных позволяет устранить некоторые недостатки модулярной арифметики. В частности, нивелируется неоднородность модульных вычислителей по сложности и времени выполнения операций. Несмотря на ограничения, которые накладываются на систему модулей, предложенный метод обеспечивает выигрыш по скорости и может быть применен в параллельных высокоскоростных вычислительных устройствах.
Пример
Поясним процедуру рекурсивных преобразований на простом примере. Возьмем в качестве базисных модулей двухбитные простые числа . Очевидно, что вычетами по модулям 2 и 3 можно однозначно представить любой вычет по модулю 5. В то же время вычетами по модулям 2, 3 и 5, где вычеты по модулю 5 представимы по модулям 2 и 3, можно однозначно представить любой вычет по модулю 29. Вычетами по модулям 2, 3, 5 и 29 можно однозначно представить любой вычет по модулю 863. И так далее пока не получим нужный набор рабочих оснований: 2, 3, 5, 29, 863,… Данный пример наглядно иллюстрирует 4 факта:
1) Аппаратные и временные затраты на представление чисел по базовым модулям 2 и 3 примерно одинаковы (оба базисных модуля двухбитные);
2) Наблюдается более высокая степень распараллеливаемости;
3) Появляется регулярность (все вычисления проводятся по модулям 2 и 3);
4) Столь малая разрядность базовых модулей позволяет эффективно реализовать модульные операции по базисным модулям в комбинационных схемах.
Однако имеется ряд ограничений, которые должны быть выполнены и которые приводят к усложнению устройств, созданных по данной методике. Рассмотрим эти ограничения.
Пусть есть система базисных модулей и необходимо представить вычеты по модулю через вычеты по этой системе базовых модулей. Очевидно, что максимальный вычет по модулю равен . Зная это значение и последовательность выполняемых операций, можно рассчитать максимальное значение результата арифметической операции. Очевидно, что для однозначного представления результата арифметических операций необходимо, чтобы , где . Для остальных модулей расчет производится аналогично.
Для примера с базовыми модулями 2 и 3 . Наименьшее простое число (после 2 и 3) - это 5, следовательно, . Нельзя выполнить ни операцию сложения, т.к. , ни, тем более, операцию умножения, т.к. . Чтобы выполнять любую из арифметических операций (сложение или умножение) надо увеличить число (т.е. увеличить значения базисных модулей и/или их количество).
Возьмем в качестве базисных модулей все взаимно простые трехбитные числа: 4, 5 и 7. В этом случае .
Таким образом, выбираем (ближайшее к 7 простое число). Далее совокупность рабочих модулей строится с помощью аналогичного расчета, пока не будет достигнут требуемый вычислительный диапазон.
Наконец, рассмотрим реальный случай. Пусть нам нужно реализовать преобразователь Фурье для 24-битных аргументов при количестве точек 1024. Для этого потребуется вычислять сумму 1024 произведений, т.е. обеспечить . Здесь уже не обойтись системой только трехбитных базисных модулей. Добавим к ним четырехбитные: 5, 7, 8, 9, 11 и 13 (Q = 360360). Для выбора ближайшего рабочего модуля необходимо .
Получаем . Выбираем .
Аналогичным расчетом реализуем рекурсивное дерево рабочих оснований целиком.
Чтобы сделать такое устройство, нужно спроектировать блок из 6 вычислителей (для каждого базисного модуля), потребуется 16 таких блоков. Вот где работает регулярность.
Заметим, что все вычислители будут иметь высокую скорость модульных операций (суперраспараллеливание) и небольшие аппаратные затраты в силу малости базисных модулей или их близости к степеням двойки.
Таким образом, предложенный аппарат рекурсивных модулярных вычислений дает следующие преимущества:
- 1. Устранение дисбаланса в операциях с малыми и большими модулями (аппаратные и временные затраты примерно одинаковы, т.к. в идеале все базисные модули имеют одинаковое число бит).
- 2. Существенно более высокая степень распараллеливаемости, а значит и более высокое быстродействие.
- 3. Появляется регулярность (большое количество одинаковых базисных модулей).
- 4. Малая разрядность базисных модулей позволяет реализовать модульные операции на комбинационных схемах, оптимизированных в базисе булевых функций.
Представление данных и основные операции рекурсивной модулярной арифметики
Идея, на которой базируется рекурсивная модулярная арифметика: выразить систему модулей через систему субмодулей, имеющую меньшую размерность.
Пусть задана система модулей и задан некоторый вектор . Выразим через систему субмодулей
- , где и : .
В этом случае вектор A можно представить в следующем виде:
- , см. рисунок 1.
Назовем систему из m младших модулей системой базовых модулей, а их произведение обозначим .
Пусть , а , тогда при имеет место рекурсия. по системе модулей или, раскрывая рекурсию: . На рис.2 приведен частный случай разложения элемента для случая и .
Прямое преобразование числа из позиционной системы счисления в представление рекурсивной модулярной арифметики
Если в традиционной модулярной арифметике число элементов вектора равно числу элементов в системе модулей, то в рекурсивной модулярной арифметике количество элементов вектора увеличивается в зависимости от заданных и . Очевидно, что каждый из первых элементов представляется в виде одного числа. -й элемент содержит элементов, поскольку выражается через элементов системы субмодулей:
- .
-й элемент содержит элементов, поскольку выражается через элементов системы субмодулей и элементов вектора . Таким образом, продолжая рассуждения, можно заключить, что число элементов для вектора может быть выражено следующей формулой:
Общее же число элементоввектора можно рассчитать, воспользовавшись формулой суммы геометрической прогрессии:
Рассмотрим численный пример. Пусть задана система модулей:
.
.
Также необходимо убедиться, что , .
Выберем систему базовых модулей . В этом случае , . Число элементов вектора .
Разложим число , заданное в позиционной системе счисления в вектор по обычному базису.
- .
Теперь разложим число по рекурсивному базису:
- .
Поскольку все числа в этом векторе не превышают 3, то для хранения вектора потребуется 16*2=32 бит вместо 20 бит для хранения числа в позиционной системе счисления. Степень избыточности составит 1.6. Иллюстрацию к примеру смотрите на рисунке 3.
Ограничения на выбор базиса
Максимальное значение, которое можно представить с помощью , равно . Чтобы была возможность выполнять арифметические операции над числами, требуется, чтобы результат операции для -го элемента был меньше . Для сложения это будет , а для умножения - .
Рассмотрим следующий пример. Пусть задан базис . Выберем систему базовых модулей . В этом случае , . Поскольку для сложения потребуется максимально представимое число 8, что больше 6, а для умножения 16, что тоже больше 6, то в таком базисе можно выполнять взаимно-однозначное разложение чисел, но для базовых арифметических операций он не подходит. Для реальных задач требуется увеличение числа .
Как именно выбирать элементы базиса? Рассмотрим следующий пример.
Пусть задана система базовых модулей . Требуется определить таким образом, чтобы в рамках полученного рекурсивного базиса можно было использовать операцию умножения.
=> => => => => .
Следовательно, для реализации рекурсивного базиса мы можем выбрать .
Обратное преобразование числа из рекурсивного представления в позиционное
Для обратного представления также требуется рекурсивная реализация на базе того же метода, который используется для преобразования из вектора традиционной модулярной арифметики в позиционную систему счисления.
Пусть задан некоторый вектор .
Из свойств систем остаточных классов известно, что
- ,
где
- - система ортогональных базисов.
В рекурсивной модулярной арифметике требуется найти набор ортогональных базисов для следующих систем остаточных классов:
- .
Рассмотрим пример. Пусть задан базис с системой базовых модулей . И пусть требуется преобразовать вектор в позиционную систему счисления. Для обратного преобразования требуется найти ортогональные базисы для каждой из следующих систем остаточных классов:
- => ; ; ;
- => ; ; ; ;
- => ; ; ; ; ;
Процесс обратного преобразования приведен на рисунке 4. В позиционной системе счисления искомый вектор равен 13357.
Сложение и умножение в рекурсивной модулярной арифметике
Если выполнены ограничения, наложенные на базис, то сложение и умножение чисел выполняются так же, как и в традиционной модулярной арифметике. Чтобы сложить (умножить) два числа, требуется сложить (умножить) соответствующие элементы вектора по модулю . А поскольку все элементы вектора имеют малую разрядность, параллельное сложение (умножение) выполняется очень быстро.